Котёночкин Вячеслав Михайлович

Котёночкин Вячеслав Михайлович

Родился известный художник и аниматор в городе Москва в 1927 году 20 июня. Вячеслав Котёночкин стал одним из самых популярных режиссёров советского времени, получил за свой труд огромное количество премий и наград, среди которых особенно гордился Орденом Улыбки, полученным от польских детей.

Детство будущего режиссёра прошло на Большой Почтовой улице, а во дворце пионеров неподалёку он занимался рисованием, участвовал в выставках и получал награды. Именно в то время и произошло событие, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь художника. Оказавшись на новогодней ёлке, маленький Слава впервые увидел цветной мультик, и попросту «заболел» анимацией на всю жизнь.

Как и все мальчишки, Котёночкин мечтал оказаться на фронте, поэтому поступил в военное училище. И даже здесь он не переставал заниматься рисованием, попутно научился играть на инструменте с загадочным названием корнет-а-пистон. Но война закончилась раньше, чем Вячеслав окончил учёбу. Стал вопрос о том, чем заниматься дальше. Вот тут-то и произошла роковая встреча с режиссёром Борисом Дежкиным, который узнал о художественных способностях Котёночкина и посоветовал пойти на студию «Союзмультфильм», где в это время проходил набор на курсы режиссёров. Юный Вячеслав поступил без особого труда и окончил курсы, проработав после этого 50 лет на студии «Союзмультфильм».

Как мультипликатор Котёночкин участвует в огромном количестве фильмов, его работы получают награды, несмотря на это, широкая известность и всеобщая любовь пришли к нему только с первой серией «Ну, погоди!». В планы входило снять только три серии, но после дебюта на экране, письма стали приходить мешками, зрители просто требовали продолжения.

Когда только начинали снимать именитый мультсериал, семья режиссёра жила более чем скромно. Вячеслав Михайлович с женой, сынишка Алёша и бабуля ютились все вместе в крохотной квартирке. Район был переполнен колоритной публикой. Особо старательные особы вставляли малиновые клинья в штаны так, чтобы получился клёш, а на колено навешивали золотые цепочки с якорьками, чумная растрёпанная причёска и раздолбанная гитара дополняли образ. Ну и конечно сигарета в уголке рта. Это всё и стало почвой для прототипа Волка из сериала, для озвучивания которого Вячеслав Михайлович позвал Высоцкого, но руководство и слышать об этом не желало. Пригласили Папанова, который так полюбился режиссёру, что, если по телевизору показывали фильм с его участием, Котёночкин обязательно досматривал кино до конца.

Много раз мультсериал «Ну, погоди!» был под угрозой закрытия. Причин было много: недостаток финансирования, претензии цензуры к персонажам (мол, чему учит Волк, который курит и плюётся?), несколько раз сам Котёночкин официально объявлял о прекращении съёмок, но народ бунтовал, и режиссёр каждый раз сдавался и продолжал трудиться дальше. Как говорил сам аниматор, этот мультик показывает, что не надо обижать маленьких, иначе сам можешь оказаться в незавидной ситуации.

Именитый мультипликатор был однолюбом, он полвека был женат на балерине Тамаре Вишнёвой. Познакомились они в поезде по пути на юг. Отдыхать решили вместе, а в Москву вернулись уже по уши влюблённые, после чего вскоре поженились. Вячеслав встречал свою невесту после каждого спектакля, потом они шли гулять или в гости к друзьям. Творческие люди в то время жили в центре, но в маленьких квартирках, и всё же хозяевами были на удивление радушными и гостеприимными.

Параллельно с мультиком «Ну, погоди!», Вячеслав Михайлович работал ещё над несколькими проектами. Персонажу его мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник в Воронеже. Но, не смотря на плодотворную работу и всенародную известность, больших денег Котёночкин не получал. Накопить на машину и приобрести «Запорожец» получилось только к четвёртой серии «Ну, погоди!».

В конце девяностых у Вячеслава Михайловича обнаружили сахарный диабет, и нужны были деньги на операцию, которых не было. Когда же нужную сумму всё же собрали, операция уже была невозможна. Кровь не поступала к ногам, началась гангрена, необходима была ампутация, но возраст режиссёра делал такую операцию смертельно опасной, решено было от неё отказаться. Вячеслав Михайлович очень переживал, из-за чего случился инсульт и паралич одной половины тела. Но известный аниматор стоически всё это переносил, он был в здравом уме и до самого конца не сдавался. Умер всеми любимый мультипликатор 20 ноября 2000 года в своей постели и был с почестями похоронен в Москве.

На этом путь великого деятеля мультипликации не закончен, семейную традицию продолжил его сын, Алексей, сняв 19 и 20 серию «Ну, погоди!». А Волк и Заяц будут веселить своими приключениями ещё не одно поколение не только юных, но и взрослых зрителей.

Комментарии